Портреты Станислава Августа
15.06.2016Блеск кисти, колористическое умение отличают «Портрет короля в испанском костюме». Этот портрет, где красивое лицо короля рисуется в профиль, подобно древней медали, в обрамлении черной шляпы с высоко вьющимися перьями и пышного плаща с горностаем, несет на себе отпечаток любви к позе, которая так отличала Станислава Августа.
К наиболее оригинальным типам королевских портретов следует отнести широко известный, благодаря многочисленным повторениям и копиям, «Портрет Ст. Августа с песочными часами». В основе этого произведения лежит, по-видимому, детально разработанный, далеко не полностью нам сейчас ясный, сюжет. Король, изображенный в интимной обстановке, в подбитом мехом халате, опирается на песочные часы, устремив вдаль взгляд, полный мужественной решимости и силы духа. Мрачные тучи и гроза за окном, беспокойные складки занавеса придают внутреннюю драматичность, хотя и не лишенную известной позы, образу последнего польского короля. В этом своем портрете-картине Баччарелли представляет короля как бы на перепутье его судьбы: обреченность всяких попыток изменить историческое положение Польши и осознание надвигающейся катастрофы (портрет написан в 1793 году, в год второго раздела, перед восстанием Костюшки, то есть в годину смутную и полную тревожных предчувствий), в которой находился польский монарх, очень нелегко было найти такой стиль изображения, который позволил бы возвысить его образ. Баччарелли, однако, это удалось. В «Портрете с песочными часами» Станислав Август представлен в таком аспекте, который должен был вызвать сочувствие и уважение к нему. Неудивительно широкое распространение копий с этого портрета и его популярность в высших польских кругах.
Художником, чье влияние могло бы сравниться по своей силе с влиянием Баччарелли, был Йозеф Грасси, выходец из Вены, модный там живописец, которого Ст. Август пригласил в Польшу.